Что такое кассовые разрывы и как ими управлять

23.10.2017
Что такое кассовые разрывы и как ими управлять Кассовый разрыв - это временный недостаток денежных средств на покрытие текущих расходов компании. Такая ситуация наступает независимо от величины компании, когда покупатели деньги еще не перечислили, а сроки выплат поставщикам уже подошли.
Казалось бы, банальная ситуация, но именно кассовые разрывы часто приводят к банкротству, когда компания работает, есть клиенты и есть прибыль, а денег, чтобы рассчитаться по обязательствам, нет.

Чтобы контролировать кассовый разрыв, нужно для начала его увидеть. Например, в программе "1С:УНФ" его можно увидеть на начальной странице в отчете Монитор руководителя.
УНФдс3р1.jpg

Закажите тест-драйв 1С:УНФ

Руководитель на своем экране видит, что сейчас у него на счете 5 957 000 руб.

Общая задолженность покупателей составляет 32 000 000 руб. (из них просроченная 15 000 000 руб.), общая задолженность поставщикам составляет 27 332 000 руб (из них просроченная 17 490 000 руб.)

Подобная финансовая ситуация возникла, т.к. отгрузили продукцию на большую сумму, чем должны поставщикам. Но покупатели с нами не расплатились и нарушили сроки оплаты. И это повлекло за собой нарушение сроков оплаты поставщикам.

Полную картину по нашим задолженностям можно увидеть в отчете "Долги". Меню функций: Аналитика – Отчеты – Долги

УНФдс3р2.jpg

Положительное значение имеют суммы задолженности нам (дебиторская задолженность): покупатели (Мир мебели и Школьник) и аванс работникам. Отрицательное значение имеют суммы нашей задолженности (кредиторская задолженность) перед поставщиками ресурсов и заемных средств (Сбербанк). По сумме задолженность наших покупателей больше нашей задолженности перед поставщиками на 4 268 000 руб. Таким образом, с одной стороны деньги есть. Но, с другой стороны, расплатиться ими нельзя.

Наиболее эффективным инструментом управления денежными средствами для сокращения вероятности возникновения кассовых разрывов является планирование денежных средств. Именно при составлении плана мы можем увидеть наличие кассового разрыва и запланировать действия по его обеспечению либо предотвращению.

Ежедневным планом для денежных средств является платежный календарь.

УНФдс3р8.jpg
На рисунке видим платежный календарь основных платежей на месяц. Несмотря на достаточное количество денежных средств для выполнения обязательств, есть  и периоды кассовых разрывов, они выделены красным цветом.

3 основных направления снижения рисков кассовых разрывов:

  1. увеличение эффективности внутренних процессов
  2. работа с дебиторской задолженностью по сокращению времени ее оборота
  3. работа с кредиторской задолженностью по увеличению времени оплаты поставщиком.

Нужна помощь с построением управленческого учета в компании? 

Оставьте заявку на бесплатную консультацию: 

Вернуться к списку