Как оформлять должностные инструкции и вносить в них правки?

15.05.2018
Как оформлять должностные инструкции и вносить в них правки?

Для каких профессий нужна должностная инструкция?

Закон не определяет круг профессий, для которых необходима разработка должностной инструкции, однако практика показывает, лишней она не будет для любого специалиста, имеющегося у конкретного работодателя. Исключение составляют только должности, предполагающие небольшое количество обязанностей, которые можно перечислить непосредственно в тексте трудового договора.

Если работники одной должности (профессии, специальности) выполняют аналогичные функции, разрабатывать должностную инструкцию для каждого из них необязательно – она может быть единой для всех. Если же нужно наделить конкретного сотрудника какими-либо специфическими обязанностями, его должностная инструкция должна быть индивидуальной. Например, перечень обязанностей ведущего специалиста будет шире перечня обязанностей специалиста, поэтому их должностные инструкции также будут иметь отличия.

Как разработать должностную инструкцию?

Обязанность разработки должностных инструкций можно возложить на одного из действующих работников. Зачастую эту функцию выполняет сотрудник отдела кадров или бухгалтерии. Однако лучше всего с такой задачей справится руководитель производственного подразделения (отдела) организации, поскольку он лучше других осведомлен о специфике деятельности подразделения и отдельных его работников. Обязанность по разработке должностных инструкций должна быть прописана в должностной инструкции или трудовом договоре такого работника.

Поскольку унифицированных форм должностных инструкций законом не утверждено, разработать их следует самостоятельно. При подготовке должностных инструкций необходимо учитывать требования Государственного стандарта ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст, а также письма № 4412-6.

В частности, в должностную инструкцию следует включить информацию:

  • о содержании и объеме должностных обязанностей;
  • о пределах ответственности;
  • о квалификационных требованиях к должности (профессии, специальности).

Как оформить должностную инструкцию?

Должностную инструкцию можно оформить двумя способами:
  • как приложение к трудовому договору;
  • как самостоятельный документ.

Если должностная инструкция оформляется в виде приложения к трудовому договору, в текст договора следует включить ссылку на нее, например: "Работник обязуется выполнять обязанности согласно должностной инструкции, являющейся приложением к настоящему договору". Перечень обязанностей работника в трудовой договор при этом можно не включать.

Если должностная инструкция оформляется в виде самостоятельного документа, она является локальным нормативным актом работодателя. В этом случае ее также следует упомянуть в тексте трудового договора, например: "Работник обязуется выполнять обязанности согласно должностной инструкции, утв. приказом ООО "Омега" от 23.04.2017 № 01-И".

Сама инструкция утверждается работодателем путем издания соответствующего приказа (распоряжения), а затем представляется работнику для ознакомления под подпись. Подпись об ознакомлении с должностной инструкцией проставляется работником либо на прилагаемом к ней листе ознакомления, либо в журнале ознакомления с локальными нормативными актами работодателя, если помимо самой инструкции работника знакомят и с другими документами.

Как внести изменения в должностную инструкцию?

Поскольку изменение должностной инструкции является частным случаем изменения условий трудового договора (трудовой функции сотрудника), при внесении в нее изменений следует соблюдать правила изменения трудового договора (ст. 72 ТК РФ).

Если должностная инструкция прилагается к трудовому договору, она является частью трудового договора, а внесение в нее изменений возможно только с согласия работника путем заключения дополнительного соглашения.

Если должностная инструкция оформлена в виде самостоятельного документа, для внесения в нее изменений работодателю следует издать приказ (распоряжение) о внесении изменений либо о принятии должностной инструкции в новой редакции. При этом следует помнить, что работник не обязан выполнять требования новой версии должностной инструкции до ознакомления с ней и подписания.

Если работник отказывается подписывать новую редакцию должностной инструкции, это свидетельствует о его нежелании работать на новых условиях. В этом случае необходимо в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу. Если таковой нет или сотрудник отказался от предложенных вариантов, трудовой договор можно расторгнуть на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Источник: сайт 1С ИТС: its.1c.ru

Хотите получить бесплатный доступ на 7 дней 

ко всем материалам справочной системы 1С:ИТС?

Вернуться к списку