Как сблизить налоговый и бухгалтерский учет

02.06.2016
Иногда расхождения между налоговым и бухгалтерским учетом неизбежны . Например, из-за расходов, которые признаются в бухгалтерском учете, а в налоговом нет. Как же сблизить эти 2 вида учета чтобы не пересчитывать постоянно разницу?

1.Основные средства

Переоценка ОС ведет к появлению разницы так как эту операцию возможно провести толкьо в бухгалтерском учете. Сама по себе процедура переоценки довольна сложная и проводится по группам однородных ОС. Но переоценивать все основные средства, которые есть на балансе необязательно, но если вы выбрали один из объектов, нужно из этой группы переоценить и остальные активы. И тем не менее, переоценка может быть выгодна, ведь когда сумма ОС увеличивается, вместе с ней растут и активы. Если планируете брать кредит-это будет плюсом- отчетность становится привлекательней. А уценка выгодна в случае налога на имущество из-за уменьшения его балансовой стоимости.

2.Покупка ОС в первоначальной стоимости

Налоговые расходы на покупку ОС можно списать единовременно. Но можно включить их в первоначальную стоимость и учитывать по мере амортизации. Для этого соберите их на 8 счете, а с момента ввода ОС в эксплуатацию, спишите проводкой по дебету счета 01 и кредиту счета 08. Исключением будет покупка инвестиционного актива(пункта 7 ПБУ 15/2008).

3.Одинаковый порядок амортизации

В основном, компании используют разные правила амортизации. Это приводит к расхождениям учетных средств. В отличии от налогового учета, в котором есть 2 способа амортизации(линейный и нелинейный), в бухгалтерском это можно сделать линейно и тремя способами : – списания по сумме чисел лет полезного использования; – уменьшаемого остатка; – списания стоимости пропорционально объему продукции. Линейный метод в обеих системах облегчает учет. Иначе приходится считать временные разницы на протяжении всего времени эксплуатации ОС. У нелинейного метода тоже есть свои плюсы- в первое время эксплуатации он позволяет учитывать больше амортизации. А в результате уменьшается текущий налог на прибыль. Расхождение бывает когда применяют коэффициенты амортизации. В бухучете их применяют только когда организация для расчета амортизации применяет способ уменьшаемого остатка. А вот в налоговом учете есть еще и понижающие коэффициенты. Например, для объектов, используемых в агрессивной или сменной условиях.

4.Обязательные резервы

Формировать резервы в налоговом учете компания может, но не обязана. Чтобы уменьшить разногласия между учетами, резервы лучше создать в обеих системах. Тем не менее, полного совпадения по резервам все равно не выйдет. Так как в этих учетах действуют разные правила.

Вывод: Чем ближе бухгалтерский и налоговый учет, тем меньше забот для бухгалтера. Не нужно пересчитывать каждую разницу. К тому же, когда прибыль в бухучете больше налоговой, инспекторы просят пояснить расхождение. А лишнее внимание проверяющих грозит доначислениями.

Вернуться к списку